
Гагарин и Преображенка
Многие люди, а особенно иностранцы, думают, что рынки появились только после развала СССР, когда стихия свободной экономики охватила всех и вся, но это совсем не так.
Рынки, дорогие мои, существовали всегда. Революция изменила их качественный состав и культуру обслуживания, но даже она не смогла рынок убить.
Самый известный из дореволюционных московских рынков – это, конечно, Хитров, просуществовавший почти сто лет, до 20-х годов ХХ века. Во второй половине 19 века Хитровка превратилась в один из самых злачных районов города, здесь было полно дешевых ночлежек, низкопробных кабаков и домов терпимости. Полицейские протоколы того времени подтверждали, что большинство беглых каторжников арестовывалось именно на Хитровке, хотя, как писал великий бытописатель Москвы и московских нравов Владимир Гиляровский, «никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны». Сюда, на Хитров рынок, приходил Максим Горький в поисках прототипов для своей пьесы «На дне».
Сейчас Хитровки, конечно, нет, преступников ловят в разных других местах, в основном, в дорогих ресторанах, но сам район – очень интересное и сохранное место старой Москвы, связанное со многими людьми русской культуры. Здесь, например, стоит дом, в котором родился композитор Скрябин, автора «Поэмы Экстаза», здесь, в больнице для бедных умер совершенно спившийся художник Саврасов, чья картина «Грачи прилетели» известна в России практически каждому.
По этому району вообще очень приятно бродить, заглядывая в старинные дворы, некоторые из которых еще сохранили особый старомосковский шарм, и слушая перезвон колоколов храма Трех Святителей, или храма апостолов Петра и Павла или церкви Николая Чудотворца – все они находятся неподалеку.
Но вернемся к рынкам.
Самый дорогой сегодняшний рынок - Дорогомиловский, на котором закупаются многие московские рестораторы для своих заведений. Здесь можно найти все ну или почти все, что душа пожелает – от традиционных русских сметаны, варенья и меда до экзотических рыб из Тихого океана или стейков кенгуру. Но на мой вкус Дорогомиловский рынок слишком уж лощеный и глянцевый, так и кажется, что перед посещением его надо зайти в косметический салон, чтобы соответствовать.
Любимый же мой рынок – Преображенский. Он находится на бывшей территории Преображенского богадельного дома, который принадлежал старообрядческой общине – остатки стен и часовен и сейчас видны на подходе к рынку.
Преображенский рынок прост, демократичен, по-прежнему находится, в основном, под открытым небом, и, пожалуй, именно здесь летом и в начале осени бывает больше всего грибов, ягод и овощей из ближайших к Москве областей. Торгуют на Преображенке очень часто не нанятые продавцы, а сами крестьяне, поэтому только здесь можно увидеть трогательные надписи фломастером типа «Картофель «Синеглазка» - обалденный вкус!», сделанные на кусочках картона.
А еще Преображенка прекрасна постоянной барахолкой, начинающейся от метро и подползающей прямо к воротам рынка. Умелый глаз обязательно сумеет откопать среди бабушкиных тарелок, ботиков и кофт что-нибудь из ряда вон. Вот я, например, всего за пять долларов купила там номер газеты Известия от 12 апреля 1961 года с портретом белозубого красавца майора Юрия Гагарина, первого жителя планеты Земля, полетевшего в космос и, наверное, самого нерыночного человека в СССР.
Текст: Виктория Ивлева.
Комментарии