Рецензия на «Такси» Джафара Панахи
«Такси» иранца Джафара Панахи – фильм-победитель последнего Берлинале, где жюри Даррена Аронофски вручило ему «Золотого медведя» под дружные овации зала. Приз вместо режиссера принимала его десятилетняя племянница, сыгравшая в картине, – и это был со стороны продюсеров не популистский, а вынужденный жест.
Фото: ridus.ru
Осужденный за антипатриотические действия (в реальности за то, что он попытался снять на видео выборы президента), Панахи сидит под домашним арестом: пять лет позади, остался еще один год. Однако свобода, на которую он выйдет, будет весьма относительной. По решению суда, ему запрещено на 20 лет снимать кино, писать сценарии, давать интервью и покидать пределы Ирана. Несмотря на это, Панахи увлеченно работает, продолжая нарушать запреты.
Фото: filmz.ru
Создатель восьми полнометражных лент, три из них он сделал после вынесения приговора: первая, с вызывающим названием «Это не фильм», была вывезена из Ирана во Францию, на премьеру в Каннах, на флэшке, спрятанной в пирожном. А «Такси» Панахи и вовсе снял из автомобиля, сев за руль в качестве таксиста. Карательные органы ворчат, но без санкций пока обходится – парадоксальным образом, им все-таки приятно, что режиссер из Ирана получает по всему миру такие серьезные трофеи. А по этой части Панахи рекордсмен. На его счету, кроме «Золотого медведя», два серебряных, каннские «Золотая камера» и «Особый взгляд», «Золотой леопард» в Локарно и «Золотой лев» в Венеции.
Фото: bm.img.com.ua
«Такси» снималось на видеорагистратор, фотоаппарат и мобильный телефон: это фильм в прямом смысле слова безбюджетный. Титров у него тоже нет, ни начальных, ни финальных. Вместо них – выражение благодарности от автора тем, кто не побоялся у него сняться и ему помочь; их имена, по соображениям безопасности, он не указывает, заведомо принимая всю вину за «криминальную» картину на себя одного. Эта остроумная лента построена на доходчивой и яркой метафоре. Режиссер – только водитель, фильм – его средство передвижения, а наполнение – реальные истории «пассажиров», жителей современного Ирана, у каждого из которых свой сюжет и жанр.
Фото: bm.img.com.ua
У двух теток, которым необходимо до полудня выпустить золотых рыбок в священный источник, — бурлескная комедия. У школьницы, которой учительница задала снять свое кино, — фильм воспитания. У бывшего соседа, решившего не выдавать ограбившего его злоумышленника, — моральная притча. У правозащитницы, вступившейся за невинных и за это лишенной адвокатской лицензии, — социальная драма. И так далее.
Фото: arthousetraffic.com
Фото: sansebastianfestival.com
«Такси», избегая назидательности, преподает урок мужества, самообладания, чувства юмора, сострадания и солидарности. А еще доказывает, что для искусства препятствий не существует: оно, в конечном счете, всегда побеждает.
Комментарии