Рецензия Антона Долина на «Молодость» Паоло Соррентино
«Молодость» — следующий фильм самого, пожалуй, известного из современных итальянских режиссеров Паоло Соррентино после присуждения ему премии Европейской киноакадемии, «Золотого глобуса» и «Оскара» за впечатляющую «Великую красоту». Картина априори кризисная — плохо говорящий по-английски автор снимал ее на английском, с расчетом на международный рынок, — и удостоившаяся достаточно скептических отзывов после мировой премьеры в Каннах. Тем не менее более чем эффектная, оригинальная, ни на что не похожая, трогательная и язвительная, забавная и трагическая. Значительная работа большого зрелого мастера.
Место действия — гигантский, необъятный и невообразимо дорогой швейцарский отель в Альпах. Главные действующие — а точнее, бездействующие, — лица: восьмидесятилетний меланхолик-кинорежиссер с больной простатой, пытающийся при помощи команды молодых драматургов написать сценарий для своего прощального фильма-завещания (Харви Кейтел), и его ближайший друг-ровесник (Майкл Кейн), вышедший на пенсию композитор, коротающий время с только что разведшейся дочерью (Рейчел Уайц). Лицам второго плана несть числа. Здесь и бывший гуру-футболист, едва передвигающий ноги, и голливудский суперстар, репетирующий новую роль, и девочка-вундеркинд, и мальчик-скрипач, и наивный инструктор по альпинизму, и меланхоличная проститутка, и даже Мисс Мира, выигравшая вместе с короной уик-энд в этом раю. Да, отель в Швейцарии — прообраз Парадиза, в котором нет места счастью. Зато, как обещалось, вдоволь покоя и воли.
В едва подвижных живых картинах, скрупулезно выстроенных виньетках из жизни отдыхающих, Соррентино показывает существование замкнутого на себе универсума, куда так трудно проникнуть живым непосредственным чувствам. Каждый из пациентов санатория скрывает собственную драму, не торопясь раскрыть ее нам; мини-сюжеты поданы чувственно, через изображение, а абсурдные диалоги лишь парадоксально оттеняют показанное. Так смерть почему-то становится поводом для размышлений о неуловимой сущности молодости, а экранные два часа переплавляются в то время, которое необходимо для проживания целой жизни. Этот невозможно совершенный фильм, озвученный ангельскими хорами Дэвида Лэнга, может показаться поверхностным и гламурным, как затянувшийся рекламный ролик неведомого бренда, а может — сложной и неуловимой рефлексией на тему, до осмысления которой зритель, возможно, просто еще не дорос. Хотя сам Соррентино настаивает на том, что «Молодость» — лишь история одной прекрасной дружбы и двух драматических влюбленностей, которые он сам называет «простыми песнями».
Текст: Антон Долин.
Фото на главной: отсюда.
Другие материалы Антона Долина.
Комментарии