Рецензия Антона Долина на «Багровый пик» Гильермо дель Торо
«Багровый пик» — девятый полнометражный фильм Гильермо дель Торо. Кудесник из Мексики, один из самых изобретательных режиссеров в мире, близкий друг Стивена Кинга и Джеймса Кэмерона, оказался не настолько везучим, как его товарищи и соотечественники, отхватившие по «Оскару» Альфонсо Куарон и Алехандро Гонсалес Иньярриту. Для мира дель Торо по-прежнему, даже после каннской премьеры «Лабиринта фавна», — специалист по низким жанрам, комиксам и хоррорам; его удивительный визуальный талант, мифологическое мышление, остроумие и глубина психологического анализа явно недооценены.
Изменит ли ситуацию новый фильм, так сильно отличающийся от лихого и нарочито поверхностного «Тихоокеанского рубежа»? Не факт. Ведь для большинства в этой картине, сногсшибательно живописной и шокирующе изобретательной, отыщется лишь увлекательный, без пяти минут детективный сюжет — и спецэффекты, осуществленные с привычным блеском. Выкопать из этой груды образов и деталей культурные цитаты и архетипы, которыми фильм буквально напичкан, захочет и сможет далеко не каждый зритель. Меж тем здесь ощущаются следы любимых режиссеров дель Торо — Луиса Бунюэля, чьи жертвенные героини-блондинки угадываются в обличье американской писательницы-инженю, выходящей замуж за английского баронета; и Альфреда Хичкока, чья «Ребекка» явно вдохновляла мексиканца на сценарий. Но здесь ощущаются следы и Мэри Шелли, и Джейн Остин, и Генри Джеймса, и даже малоизвестного за пределами англоязычного мира писателя, классика «готического романа» Шеридана ле Фаню.
«Багровый пик» и есть готический кинороман. Потерявшая сначала мать, а потом и отца молодая писательница переезжает из родного штата Нью-Йорк в Великобританию, где поселяется в старинном доме своего загадочного мужа — бледнолицего аристократа-красавца. Третья и, кажется, не лишняя обитательница ветхой усадьбы, хранящей свои кровавые секреты, — родная сестра баронета. В этом треугольнике нет места четвертому действующему лицу, хотя с детства влюбленный в героиню врач-американец специально едет из Нового Света в Старый, когда чувствует, что ей грозит беда. Роли главных персонажей сыграли Мия Васиковска, Том Хидлстоун, Джессика Честейн и Чарли Ханнем, уже игравший у дель Торо в «Тихоокеанском рубеже». Актер-талисман мексиканского режиссера Даг Джонс, уже игравший амфибию Эйба Сапиенса в «Хеллбое» и фавна в «Лабиринте фавна», выступил в роли всех призраков сразу.
Темы этой обманчиво простой картины куда сложнее, чем принято в готическом каноне: не только семейное проклятие и раскрытие древней тайны, известной лишь духам умерших, но и секрет литературного творчества, которое рождается из боли, страдания и крови. А еще — любовь как неизлечимая болезнь, как проклятие, как катастрофа. Ну и напоследок — ироническое противопоставление старой доброй Америки вероломной Англии, где не только убийственный климат, но еще и горький чай с несъедобной овсянкой на завтрак, обед и ужин.
Фото на главной отсюда.
Другие материалы Антона Долина.
Комментарии (1)