Рецензия Антона Долина на «Макбет» Джастина Курзеля
«Макбет» Джастина Курзеля — примерно двадцатая экранизация одной из самых мрачных и знаменитых трагедий Шекспира, за которую раньше брались, в числе прочих, гении: Орсон Уэллс, Акира Куросава, Роман Полански. Чтобы решиться на такой материал сегодня, надо обладать немалой отвагой и недюжинными амбициями. И того, и другого австралийцу Курзелю не занимать — и об этом свидетельствует его карьера: от малобюджетного дебютного триллера «Снежный город» он сразу шагнул к Шекспиру, а сейчас не побоялся взяться за экранизацию культовой компьютерной игры «Assassin’s Creed».
Ставка, сделанная им в «Макбете», проста и беспроигрышна: актеры. Темпераментный Майкл Фассбендер (заглавная роль) и французская лауреатка «Оскара» Марион Котийяр (леди Макбет) впервые появляются перед зрителем в первой — бессловесной, чтобы не противоречить шекспировскому тексту — сцене, где хоронят их сына. Вот вам и простая человеческая мотивация того отчаяния, кровожадности и властолюбия, которые возводят преступную пару на трон, а потом низвергают оттуда. Там, где Курзелю не хватает режиссерской концепции, он компенсирует лакуны харизмой и энергией двух первоклассных артистов в самом расцвете сил.
Текст здесь авторский, к старомодной лексике добавлен шотландский акцент (имеет смысл смотреть в оригинальном звуке, но непременно с субтитрами). Аутентичность чуть нарушает отчетливый французский акцент Котийяр – но кто знает, не была ли коварная леди француженкой? Перед нами очень традиционная, приземленная интерпретация шекспировской трагедии власти: поведение, костюмы, боевая раскраска персонажей напоминают то о «Храбром сердце» Мела Гибсона, то вовсе об «Игре престолов». Впрочем, создатель этого фэнтэзи-сериала Джордж Мартин не раз говорил, как вдохновлял его главный английский драматург. Как и в «Игре престолов», здесь нашлось место для множества восхитительно фактурных второстепенных персонажей. Шон Харрис в роли Макдуфа, Пэдди Консидайн — Банко и особенно Дэвид Тьюлис, сыгравший небольшую, но мощную роль короля Дункана, радуют глаз и слух.
Но еще большее впечатление производит дикая, леденящая, нечеловечески живописная и при этом негостеприимная природа Шотландии. Весь фильм снимался на натуре, под проливным дождем — эффектном на экране, но, должно быть, почти невыносимом для стойкой съемочной группы. И три ведьмы-прорицательницы в этом брутальном и витальном «Макбете» кажутся неотъемлемой частью удивительного ландшафта: пузыри земли, как и предупреждал Шекспир.
Другие рецензии Антона Долина:
«Спектр» Сэма Мендеса
«Багровый Пик» Гильермо дель Торо
«Молодость» Паоло Соррентино
**********************************
Читать также:
Уровень жизни в Москве: на что хватит средней московской зарплаты
Комментарии